Обзор изменений нормативно-правовой базы в сфере семейной политики Российской Федерации за III квартал 2015 года
(на основе данных информационно-правового портала «Гарант»)
№ п/п |
Направление семейной политики |
Название |
Дата вступления в силу |
Краткое
содержание в части, затрагивающей интересы семьи |
1.1. |
Развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей |
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в статьи 84.1 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации"
|
11 июля 2015 г. |
Срочный трудовой договор, истекающий в период беременности женщины, будут продлевать до окончания декретного отпуска. Решено продлить срок действия трудового договора, истекающего в период беременности женщины, до даты окончания отпуска по беременности и родам. Ранее при истечении срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель был обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медсправки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. При применении этой нормы на практике возникали определенные проблемы. Увольнение женщины чаще всего происходит в период ее отпуска по беременности и родам, который оформляется листком временной нетрудоспособности. Однако закон не допускает увольнение работника по инициативе работодателя (кроме ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП) в период его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске. Обобщая правоприменительную практику, Пленум ВС РФ (постановление от 28 января 2014 г. N1) указал, что в случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора должно производиться в день окончания отпуска по беременности и родам. В связи с этим решено продлевать беременным
женщинам срок действия трудового договора при предоставлении ими листка
нетрудоспособности по беременности и родам до окончания отпуска по
беременности и родам. |
1.2. |
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
|
11 июля 2015 г. |
Приняты поправки, ограничивающие право учредителя организации дошкольного образования устанавливать завышенную родительскую плату за присмотр и уход за детьми. Ранее учредитель детского сада мог установить родительскую плату в любом размере на свое усмотрение. При этом компенсация родителям выплачивалась исходя из среднего размера такой платы, а не из их фактических затрат на содержание ребенка. Средний размер родительской платы устанавливали регионы. Как правило, он рассчитывался как среднее арифметическое платы, сложившейся во всех муниципальных образованиях региона за предыдущий год. В связи с этим компенсация у родителей с самой высокой платой одного муниципалитета была такая же, как и у родителей с самой низкой платой. Кроме того, устанавливаемый средний размер не являлся для детсадов даже рекомендательным. Следовательно, он не мог решить проблему необоснованных случаев повышения платы за присмотр и уход за детьми. В связи с этим решено устанавливать
максимальный размер указанной платы для каждого муниципального образования,
находящегося на территории субъекта Федерации. Он зависит от условий
присмотра и ухода за детьми. Этим занимаются уполномоченные исполнительные
органы власти региона. | |
1.3. |
Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 1149-р
|
|
Минтруду
России поручено в 2015 году осуществить закупку образовательных услуг по
повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, в
т.ч. по направлению «Вопросы реализации государственной демографической
политики» в объеме 36 часов для группы федеральных
государственных гражданских служащих до 50 человек. | |
1.4. |
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.)
|
|
Гарантии
защиты беременной женщины от увольнения по инициативе работодателя действуют
независимо от того, был ли он извещен о ее беременности и сообщила ли она ему
об этом. | |
1.5. |
Постановление Правительства России от 28 августа 2015 г. №902 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2015 г." |
|
Прожиточный минимум в целом по России за II квартал 2015 г. на душу населения составляет 10 017 руб., для трудоспособного населения - 10 792 руб., пенсионеров - 8 210 руб., детей - 9 806 руб. В I квартале 2015 г. он равнялся
соответственно 9 662 руб., 10 404 руб., 7 916 руб. и 9 489 руб. | |
2.1. |
Создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2015 г. N 950 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"
|
|
Правила использования материнского капитала для улучшения жилищных условий привели в соответствие с законодательством. Поправками к Закону о дополнительных мерах поддержки семей с детьми от 23.05.2015 г. разрешено использовать материнский (семейный) капитал на уплату первоначального взноса по кредиту (займу) на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения 3-летнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на такой капитал. В связи с этим внесены соответствующие
изменения в Правила направления средств (части средств) материнского
(семейного) капитала на улучшение жилищных условий. |
3.1. |
Обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" |
24 июля 2015 г. |
Поправки разрешают одному из родителей (в т. ч. приемному), воспитывающему несовершеннолетнего ребенка-инвалида, брать ежегодный оплачиваемый отпуск по его желанию в удобное для него время. Такое право получили также опекун и попечитель. В связи с этим установлено преимущественное
право родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей) детей-инвалидов
на ежегодный оплачиваемый отпуск. |
3.2. |
Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 805 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом"
|
1 января 2016 г. |
С 1 января 2016 г. группы инвалидности и категория "ребенок-инвалид" будут устанавливаться независимо от степени ограничения жизнедеятельности. Скорректированы Правила признания лица инвалидом. Теперь для установления групп инвалидности и категории "ребенок-инвалид" имеет значение степень выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, а не степень ограничения жизнедеятельности. Однако ограничение жизнедеятельности
сохраняется в качестве одного из признаков инвалидности. | |
3.3. |
|
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 июля 2015 г. N 754 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования"
|
18 августа 2015 г. |
Среднее профобразование станет доступнее для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Скорректирован ряд ФГОСов среднего профобразования. Ряд поправок направлен на обеспечение доступности среднего профобразования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это касается получения образования по таким специальностям, как "Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности", "Фармация", "Сестринское дело", "Право и организация социального обеспечения", "Правоохранительная деятельность", "Лабораторная диагностика", "Стоматология ортопедическая", "Стоматология профилактическая". В частности, программа подготовки должна
включать адаптационные дисциплины, обеспечивающие коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Такие лица должны быть обеспечены адаптированными к
ограничениям их здоровья печатными и (или) электронными образовательными
ресурсами. При выборе мест прохождения практик должны учитываться состояние
их здоровья и требования по доступности. |
3.4. |
|
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"
|
21 августа 2015 г. |
В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам соцзащиты инвалидов. В частности, было введено понятие абилитации инвалидов как системы и процесса формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности. В
связи с этим обновлен порядок, в соответствии с которым разрабатывается
индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Теперь
речь идет также о программе реабилитации указанных лиц. |
3.5. |
|
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"
|
1 января 2016 г. |
С 1 июля 2016 г. строительство и приемка объектов социнфраструктуры будет осуществляться при условии доступности их для инвалидов. Разработаны правила обеспечения условий доступности объектов социнфраструктуры (помещения, здания и иные сооружения) для инвалидов. Обеспечивают указанные условия органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и соцзащиты. Речь идет о беспрепятственном входе в объекты и выходе из них; о возможности самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью его работников и вспомогательных технологий; размещение носителей информации с учетом ограничений жизнедеятельности инвалидов (к примеру, дублирование звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля); обеспечение допуска на объект собаки-проводника; предоставление инвалидам по слуху сурдоперевод; подача заявления в форме электронного документа и др. Определены мероприятия по трудоустройству инвалидов. Среди них профориентация, профобучение инвалида в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы о рекомендуемом характере и условиях труда; содействие в производственной адаптации инвалида, оборудование специальных рабочих мест; выполнение квоты для приема на работу инвалидов. Помещения, в которых предоставляется
госуслуга, должны размещаться преимущественно на нижних этажах зданий, в
отдельных кабинетах. На прилегающих к объекту территориях должны быть места
для парковки. |
4.1. |
Профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности |
Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г.)
|
|
Количество дел в судах по усыновлению российских детей иностранцами продолжило снижаться и в 2014 г. Подчеркивается, что тенденция к снижению количества дел подобной категории, которая имела место в предыдущие три года, сохранилась и в 2014 г. Указаны типичные недостатки заявлений об усыновлении, которые влекли за собой их оставление без движения. Так, заявления нередко подавались без части необходимых к приложению документов. На конкретных примерах разобраны обстоятельства, которые суды учитывали при усыновлении. В частности, выяснялось мнение детей. Причем в отдельном случае речь шла о ребенке, не достигшем возраста 10 лет. Перечислены обстоятельства, которые суды выясняли при проверке соблюдения условий передачи детей на подобное усыновление. В частности, особо тщательно проверялось наличие родственников у несовершеннолетних детей и возможность передачи на воспитание в их семьи. Если у усыновляемого ребенка имелись несовершеннолетние братья (сестры), находящиеся на воспитании в семье опекуна, проверялось, не желает ли последний принять на воспитание и указанного ребенка. Приведены обстоятельства, касающиеся выяснения
мнения родственников усыновляемого. Перечислены основные причины их отказа от
принятия таких детей на воспитание в свои семьи. |
4.2. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 г. N 588 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством образования и науки Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации"
|
22 июля 2015 г. |
Регламентировано, как Минобрнауки России предоставляет из федерального банка данных информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдает предварительные разрешения на усыновление (удочерение) иностранцам и апатридам. Речь идет о разрешениях на усыновление российского ребенка, постоянно проживающего за границей, в случае, если он или его родители - граждане Российской Федерации никогда не проживали в России. Анкеты детей, содержащиеся в банке данных, предоставляются для ознакомления гражданам России, постоянно проживающим в нашей стране. Кроме того, в рамках процедуры таким лицам может быть выдано направление на посещение выбранного ребенка или отказано в постановке на учет сведений о них в банке данных. Определены сроки, перечислены документы, которые нужно
представить в Минобрнауки России, и основания для отказа принять их. | |
5.1. |
Защита прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений |
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами"
|
|
Скорректированы Правила дорожного движения в целях обеспечения безопасности перевозки несовершеннолетних. Для перевозки должны использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Срок вступления в силу данной нормы передвинут с 01.07.2015 на 01.01.2017. При перевозке одним или двумя автобусами теперь нужно будет подавать в ГАИ уведомление, а при перевозке тремя автобусами и более - заявку на сопровождение автомобилями ГАИ. Установлен запрет на допуск посторонних в
автобус и (или) на перевозку таких лиц (кроме случаев, установленных
Правилами и федеральными законами). |
5.2. |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
|
24 июля 2015 г. |
Установлен
ряд ограничений для местных религиозных организаций, не входящих в структуру
централизованной религиозной организации того же вероисповедания. В
частности, в течение 10 лет с момента регистрации они не могут иметь
представительство иностранной религиозной организации, проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и
больничных учреждениях, детдомах, домах-интернатах для престарелых и
инвалидов, выступать учредителями централизованной религиозной организации и
др. | |
5.3. |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 240-ФЗ "О внесении изменения в статью 100 Семейного кодекса Российской Федерации"
|
24 июля 2015 г. |
Если соглашение об уплате алиментов не заверил нотариус, оно является ничтожным: в СК РФ уточнена ссылка на ГК РФ. Цель поправки - привести отсылочную норму СК РФ о последствиях несоблюдения нотариальной формы соглашения об уплате алиментов в соответствие с изменениями, внесенными в ГК РФ. Несоблюдение нотариальной формы влечет
ничтожность соглашения. В настоящее время это закреплено в п. 3 ст. 163 ГК РФ
(ранее - в п. 1 ст. 165). | |
5.4. |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
|
24 июля 2015 г. |
Лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, запретили работать с детьми. Предусмотрено, кто еще не может стать усыновителем, опекуном (попечителем) детей. Это в т. ч. лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против мира и безопасности человечества. При этом речь не идет о тех, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав предоставлено полномочие решать вопрос о допуске (в отдельных
случаях) данных лиц к педагогической, трудовой, предпринимательской и иной
деятельности с участием несовершеннолетних. | |
6.1 |
Содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
|
24 июля 2015 г. |
Уточнено,
что право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам
специалитета без вступительных испытаний имеют победители и призеры олимпиад
в течение 4-х лет, следующих за годом их проведения. |
6.2. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015"
|
13 августа 2015 г. |
Школьники не должны тратить на выполнение домашних заданий слишком много времени. Скорректирован Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. Закреплено, что организация указанной деятельности может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных предметов, предметных областей соответствующей программы (профильное обучение). В 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали определенную величину. Во 2-3 классах это 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа. Предметы, курсы, дисциплины (модули),
требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны
группироваться в один день. | |
6.3. |
|
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 июля 2015 г. N 754 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования"
|
18 августа 2015 г. |
Утверждена ФЦП развития образования на 2016-2020 гг. Она предусматривает такие конечные результаты как: создание инфраструктуры, обеспечивающей хранение данных об образовательных достижениях граждан и работников (образовательный паспорт). обучение 100 тыс. человек по программам самозанятости, развития малого бизнеса, формирования информационной, финансовой и правовой грамотности. В регионах создадут ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также в регионах создадут инфраструктуру психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 регионов). Будет обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического, географического, технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт. Для всех регионов разработают механизм
перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных
общеобразовательных программ. |
7.1. |
Развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
|
24 июля 2015 г. |
В России появится перечень медицинских противопоказаний для направления детей в организации отдыха и оздоровления. Скорректирован Закон об основных гарантиях прав ребенка. Предусмотрено, что федеральный орган власти в
сфере здравоохранения установит перечень медицинских противопоказаний к
направлению несовершеннолетних в организации отдыха детей и их оздоровления. |
7.2. |
|
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. N 290н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога"
|
24 августа 2015 г. |
Установлены нормы времени на посещение пациентом врача в поликлинике. Нормы времени применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом пациента на дому. Так, на одно посещение пациентом в связи с заболеванием участкового врача-терапевта или педиатра отводится 15 минут, семейного врача - 18 минут, офтальмолога - 14 минут, оториноларинголога - 16 минут, невролога и акушера-гинеколога - 22 минуты. Нормы времени на повторное посещение в связи с болезнью и на посещение в целях профилактики несколько ниже. Оформление медицинской документации должно занимать не более 35% времени, отводимого на посещение. К нормам применяются корректирующие
коэффициенты в зависимости от плотности проживания и половозрастного состава
населения, уровня и структуры заболеваемости. |
13.10.2015
Комментарии:
Ваше имя: | |
Материалы Третьего Форума «Святость материнства»
- Пленарное заседание. Открытие форума.
- Пленарное заседание «Перспективы формирования государственной информационной политики в сфере укрепления семейных ценностей»
- Круглый стол «Регулирование и саморегулирование в информационном пространстве»
- Круглый стол «Формы и методы федеральной и региональной поддержки информационных и просветительских проектов, направленных на укрепление семейных ценностей»
- Круглый стол «Позитивный опыт по реализации семейно-ориентированных проектов в федеральных и региональных СМИ»
- Круглый стол «Защита семьи, материнства и детства в современной России: формы, методы, проблемы и перспективы»
- Итоговое пленарное заседание
Материалы Второго Форума «Святость материнства»
- Пленарное заседание (открытие форума)
- Пленарное заседание «Становление государственной семейной политики»
- Дискуссионная секция № 1 «Взаимодействие государственных органов власти, общественных организаций и РПЦ в формировании и реализации семейной политики»
- Дискуссионная секция № 2 «Семейные ценности в современном информационном пространстве»
- Дискуссионная секция №3 «Деятельность Центров защиты материнства – проблемы и перспективы развития»
- Дискуссионная секция № 4 «Ты не одна»
- Дискуссионная секция № 5: «Школа добровольчества»
- Пленарное заседание (закрытие форума)
Аналитика